Степан Матаев, управляющий партнер Юридической компании «Аспект» (г. Тюмень)
С 5 по 15 ноября 2012 года я принял участие в ежегодной стажировке «Юридический бизнес в США. Управление юридической фирмой», организованной порталом LawFirmManagement.RU и Бизнес-школой ИНТЕЛЛЕКТ-С при участии Lincoln Law School of San Jose (Калифорния, США).
Стажировка представляет собой русскоязычный образовательный курс в США по управлению юридической фирмой. Удачно выбрано место проведения – Силиконовая (Кремниевая) долина и город Сан-Франциско. Именно здесь сосредоточены офисы передовых инновационных мировых компаний (Apple, Google, Microsoft и т.д.) и обслуживающих их юридических фирм. Тут же расположен Стэнфордский университет. Дух прогресса и инноваций, передовых идей и технологий является здесь главной движущей силой.
В стажировке приняли участие партнеры и руководители юридических фирм и адвокатских образований стран СНГ. В программу входило посещение лекций, проводимых партнерами таких юридических фирм США, как Hopkins & Carley; Berliner Cohen; Wilson, Sonsini, Goorich & Rosati; Greenberg Trauig и других, а также посещение судебных заседаний.
Американские коллеги охотно делились опытом, готовили презентации с участием нескольких сотрудников. Отдельные выступающие вручали нам целые папки с презентациями и даже вкладывали в них образцы контрактов с клиентами, сотрудниками. Насколько я понял, американские коллеги воспринимали такую учебу как социальную ответственность, способствование прогрессу, помощь коллегам в формировании цивилизованного рынка юридических услуг в России.
При посещении фирм нам обычно рассказывали о специализации, организации работы, условиях партнерства, регулировании юридической профессии.
Были проведены отдельные семинары о медиации, маркетинге юридических фирм, биллинге (с анализом практических ситуаций), юридической этике (в рамках американских процедур).
Участники стажировки активно задавали самые разные вопросы, в основном, практической направленности, на которые получали подробные ответы.
Больше всего меня удивили глобальные выводы о трендах юридического бизнеса и различии подходов к работе в США и России.
Так, партнер одной из крупных юридических компаний Кремниевой долины рассказал, что ценность юридических услуг в восприятии бизнеса падает. Происходит глобализация, развитие технологий, все процессы автоматизируются и оптимизируются. Меняется отношение к юристам, это больше не «боги», которые своим умом, опытом и знаниями могут все. Почасовые ставки все чаще считают необоснованно завышенными.
Крупные заказчики все чаще выбирают юристов по цене, стремятся переходить от почасовых ставок к фиксированной оплате, которую проще спланировать в бюджетах, учесть и спрогнозировать.
Тем не менее, уровень юридических фирм в Калифорнии очень высок. Большие шикарные офисы, много рабочего пространства, вместительные комфортные переговорные, мудрые гостеприимные партнеры, корпоративная культура и история фирмы – все это мы увидели в большинстве компаний.
Особенно меня впечатлило посещение фирмы, специализация которой – медиация. Ее основатель и партнер – бывший судья. В США медиация (переговоры сторон об урегулировании спора) являются обязательной процедурой при обращении в суд. На лекции нам рассказали, что 95% дел заканчиваются соглашением сторон, без вынесения судебного решения, разрешающего спор. Судья многократно откладывает рассмотрение дела, пока не будут исчерпаны все возможности для достижения согласия.
И юристы в США разрешают спор, идут в суд для переговоров и достижения соглашения. У нас же юристы, как правило, идут в суд «биться насмерть» и победить.
В итоге в США спор разрешают сами стороны, система ориентирована на мир и компромисс. У нас же решение выносит суд, государство в лице судебной власти.
Разница огромная. Это просто разная миссия у юристов.
Система медиации в России только формируется. Но достичь такого же стремления к переговорам, мирному урегулированию, поменять отношение к миссии юридической профессии – задача очень сложная.
Из практических вопросов можно упомянуть следующие. В каждой фирме мы задавали вопрос: продвижение в соцсетях, по вашему опыту, – это вынужденная необходимость, модный тренд с непредсказуемым результатом или действительно эффективный инструмент маркетинга? Везде нам в ответ улыбались и, в основном, отвечали, что это сложный неоднозначный вопрос, имеет место и то, и другое. Но каждая компания уделяет данному вопросу должное внимание.
Практически все юридические фирмы, которые мы посещали, занимаются вопросами трудовой дискриминации, – по национальному, расовому, возрастному, половому признаку. Приводились примеры выигранных у корпораций огромных сумм в несколько миллионов долларов. Юридические компании такие дела ведут, как правило, за «гонорар успеха», который в среднем составляет 40%, но при этом кредитуют своего клиента в части судебных расходов.
Конечно, России еще далеко до такого развития системы защиты трудовых прав граждан. Однако отдельные американские коллеги соглашались, что такая система – это «уже перебор» и наносит вред экономике. Предприятия, чтобы не быть обвиненными в дискриминации, при наборе сотрудников выдерживают определенную статистику, среднюю для общества, – по количеству работающих инвалидов, представителей разных этнических групп, женщин и лиц пожилого возраста.
В целом, стажировка прошла замечательно. Большое спасибо сотрудникам ИНТЕЛЛЕКТ-С и особенно – Евгению Шестакову и Анастасии Махнеёой за организацию стажировки, ее высокий уровень, а также за насыщенную культурную программу (экскурсии по Сан-Франциско, Стэнфордскому университету, поездки в Монтеррей и Кармель).
В будущем, по моему мнению, стоит уделить внимание сопровождению программы с точки зрения системности усвоения знаний. Можно давать больше информации о посещаемых компаниях, выделять значимые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Также будет полезным после занятий давать комментарии применительно к российскому юридическому бизнесу, обсуждать практическое значение полученных знаний, вместе делать стратегические выводы. Здесь важно кому-либо из организаторов взять такую инициативу, с учетом своего российского опыта и многократного посещения стажировок. Тогда системность полученных знаний и практическое их применение повысится.
В заключение необходимо отметить, что участие в стажировке позволило получить бесценный опыт управления современной юридической компанией, узнать тренды юридического бизнеса, установить контакты с передовыми юридическими фирмами Калифорнии, а также России и Украины (участниками стажировки).
Постоянное опережающее развитие является особенностью и задачей ЮК «Аспект», что всегда означает повышение уровня и качества услуг, стремление к мировым стандартам, удовлетворение ожиданий клиентов.