Владимир Багаев, руководитель, создатель проекта Закон.ру, а также член жюри конкурса Best Law Firm Website дал свою оценку контенту юридических сайтов.
Среди 26 номинантов, вошедших в шорт-лист премии (всего 70 сайтов приняло участие в конкурсе - прим. редакции LawFirmManagement.RU), новостные или аналитические материалы были на 16 сайтах. Это само по себе говорит о том, что развитию этого направления юридические фирмы не придают большого значения. Кроме того, из тех фирм, которые создали такой раздел на сайте, лишь немногие ведут его регулярно и при этом наполняют информацией, которая была бы полезна для адресатов и читабельна. Поэтому общая оценка полезности сайтов юридических фирм в России, судя по исследованному материалу, должна быть низкой — по десятибалльной шкале это была бы «четверка».
Чем может быть полезен сайт юридической фирмы
Сложившаяся ситуация, видимо, связана с тем, что, во-первых, юридические фирмы не считают, что подобная активность может привлечь потенциальных клиентов, и, во-вторых, не имеют достаточно ресурсов для того, чтобы вести подобный раздел.
С первым тезисом можно поспорить. Наполнение сайта контентом и его постоянное обновление делает его более заметным для поисковых роботов. Поэтому такая деятельность должна быть полезна тем фирмам, которые рассматривают свой сайт как один из каналов привлечения клиентов. Сработать это может приблизительно так. Потенциальные клиенты ищут в Интернете ответ на определенный вопрос и находят на сайте фирмы связанную с ним аналитику (не обязательно готовый ответ). Они видят контакты авторов или хотя бы общие контакты фирмы и связываются с нею, чтобы получить уже более подробную консультацию.
Еще один полезный для фирмы момент — регулярное размещение информации на сайте показывает, что ее юристы ведут аналитическую работу, позволяющую им поддерживать свою квалификацию. Такие фирмы должны вызывать больше доверия при принятии решения, сотрудничать ли с ними.
Наконец, материалы на сайте могут рассказывать о проблеме, которую клиент еще не знает. Например, вышел новый закон, в связи с которым надо предпринять определенные действия. (Думаю, многие вспомнят в связи с этим последние поправки в Гражданский кодекс — есть компании, в которых пересматривают все действующие договоры, чтобы исключить проценты по ст. 317.1.) Или поменялась судебная практика, что также может внезапно потребовать пересмотра договоров или внутренних процедур в компании.
Важно учитывать, что потенциальные читатели текстов на сайте юридической фирмы не только юристы. И именно на не-юристов эти тексты должны быть рассчитаны. Поэтому писать их надо так, чтобы легко было читать и чтобы можно было сразу понять основную идею текста. За это, кстати, авторов поблагодарят и юристы.
Большую эффективность публикациям могут обеспечить еще два приема. Первый — указание авторов публикации с их контактами. Тогда потенциальные клиенты будут сразу знать, кто в фирме может компетентно заняться их вопросом. Второй — выкладывать текст не в виде открываемого в новом окне или скачиваемого ПДФ-файла, а в виде HTML-страницы. Такие страницы лучше индексируются поисковиками.
Какие приемы использовать для наполнения сайта
Организовать наполнение юридического сайта можно, не затрачивая существенных дополнительных усилий. Для этого достаточно для начала хотя бы представить на сайте уже имеющиеся в распоряжении фирмы материалы, которые пока публично недоступны.
Во-первых, несомненно, сотрудники фирмы знакомятся с новыми законами и судебной практикой. Возможно, они даже готовят для коллег их обзоры. Нередко такие обзоры готовятся для уже существующих клиентов (так называемые legal alerts). Вполне естественно выложить их на сайт в общий доступ (тексты для внутреннего пользования могут потребовать некоторой литературной обработки).
Это направление особенно важно для изменений в той области, в которой фирма хотела бы продвигать свои услуги. Хороший контент привлечет на сайт дополнительных посетителей, интересующихся этой темой.
Во-вторых, можно использовать активность сотрудников, которые публикуются в юридических журналах. Для этого надо договариваться с журналами о возможности опубликования статьи или ее части на сайте фирмы. Публикацию можно привязать как к профилю сотрудника на сайте фирмы, так и к странице с новостями и аналитикой. Сейчас все журналы имеют электронные версии своих статей, которые легко преобразуются в ПДФ-формат, поэтому с технической точки зрения это сделать нетрудно.
Конечно, тексты, опубликованные в журналах, не всегда «читабельны» для неюридической аудитории. Однако приличное количество таких публикаций может сформировать положительный образ фирмы.
В-третьих, сейчас многие юристы начинают вести профессиональные блоги. Почему бы не давать ссылки на сайте фирмы на блоги сотрудников на внешних ресурсах? Например, при исследовании претендентов из шорт-листа мы увидели, что одна из фирм выкладывает такие ссылки на блог своего юриста на Закон.ру. Учитывая, что блог достаточно популярен, это должно оказать положительное впечатление на потенциальных клиентов и коллег. По той же причине будут полезны ссылки на блоги и на других площадках и даже на stand alone блоги.