Наталья Дугинова, руководитель отдела маркетинга ЮК «Правовой Альянс»
Как известно, каждый человек уникален в своих привычках и способностях, обусловленных асимметричностью головного мозга. Природа разделила людей на левополушарных и правополушарных, что, конечно же, отражается на выборе профессиональной стези. Уже в школе кто-то предпочитает точные науки, а кто-то не мыслит себя без рисования и литературы. Однако маркетинг – это дисциплина, которая может стать одинаково интересной для обеих категорий профессионалов.
О том, что руководитель при формировании маркетингового отдела обращает внимание на эту особенность сотрудников, на практике я слышала один единственный раз. Однако эта мысль показалась мне рациональной, и я задалась целью немного поразмышлять над этим вопросом.
Одних маркетологов упрекают в недостаточности креативных идей, других – в отсутствии четких целей и слабой аргументации действий, недостаточно убедительных количественных показателях маркетинга. Но если правильно выстроить отдел, учитывая склонности специалистов, вероятность достижения им синергии близится к абсолютному показателю. Функции отдела сами собой распределятся по биологическому принципу, и компания выиграет от действий сотрудников, делающих свою работу максимально эффективно.
В науке эту особенность увидели уже давно. Не случайно на старших курсах экономических факультетов большинство высших учебных заведений предлагает своим студентам определиться со специализацией: финансист или маркетолог? Набор базовых дисциплин у обоих потоков остается одним и тем же. А вот надстройка над базисом меняется. Конечно, по финансовой стезе идут не все, кто имеет к этому абсолютную склонность. Вот и среди наших коллег-маркетологов встречаются те, кто говорит на языке цифр.
Итак, «левополушарный маркетолог» обладает аналитическим мышлением, отвечает за логические операции и анализ фактов и чисел, вывод тенденций и прогнозов, установление связей и последовательностей. Психологи характеризуют таких людей как натур подчеркнуто рациональных, логичных, много пишущих, легко овладевающих иностранными языками, имеющих грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности. Из таких маркетологов получаются хорошие руководители, способные управлять проектами и руководить людьми, ставить задачи и бюджетировать деятельность отдела, делать прогнозы и анализировать тенденции в маркетинге компании. Они вряд ли просрочат дедлайн по проекту, всегда будут в курсе того, на какой стадии проект находится в данный момент, и с легкостью выдадут вам несколько обоснованных вариантов его развития в дальнейшем. Вы узнаете в своем маркетологе левополушарного человека, если все свои предложения он аргументирует, основываясь на теории и разуме, а если его доводы основаны на эмоциях и опыте – перед Вами правополушарный специалист.
«Правополушарный маркетолог» - это воплощение креатива и воображения, основанного на мечтах, фантазиях и эмоциях. Его функции в маркетинговом отделе – это дизайн корпоративной полиграфии, работа с веб-сайтом, выбор сногсшибательных подарков и букетов для клиентов, визуальное и текстовое оформление поздравлений. Кроме того, такие люди имеют врожденную грамотность и могут прекрасно работать с текстами и печатными материалами. При этом правополушарные люди в первую очередь руководствуются интуицией, доверчивы и внушаемы, поэтому принимать стратегические решения, участвовать в переговорах и вести важные совещания психологи таким специалистам доверять не советуют.
Например, работая с веб-сайтом, левополушарный специалист будет уделять внимание повышению его usability (удобству в использовании), показателям посещаемости сайта, правополушарный – дизайну и визуальным эффектам, которые при первом заходе на сайт должны покорить пользователя и заставить его вернуться сюда снова. Готовясь к мероприятию, первый будет уделять внимание его доходности, финансовой эффективности, логистике, второй – качеству выступлений, комфортности, яркости впечатлений, которые обязательно должны остаться у посетителей.
Ответить на вопрос, что приоритетнее, довольно сложно. Если компания не может позволить себе двух разных специалистов, приходится искать человека, способности которого позволяют сочетать эти функции одинаково успешно – своеобразного маркетингового «амбидекстера». У таких людей равномерно развиты оба полушария мозга, они достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения. Физиологически некоторым из них присуща возможность одинаково умело управляться как правой, так и левой рукой. Однако этот показатель не является абсолютным. Определить, тот ли перед Вами человек, можно, лишь на практике, наблюдая и оценивая его продолжительный период времени. А начинать следует с грамотной системы тестовых заданий при прохождении собеседования.
Говоря о прогнозах на будущее, американский «карьерный гуру» Дэниэл Пинк в своей книге «Целый новый ум» предсказывает наступление эры правополушарных людей уже в недалеком будущем. Такое предположение основано на том, что работа левополушарных специалистов, связанная с вычислениями и прогнозами, в скором времени будет замещена искусственным интеллектом. Аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов, по его прогнозу, сократят до 85% рабочих мест среди офисных сотрудников. Поэтому левополушарным коллегам уже сейчас следует развивать в себе те качества, которые не поддаются ни аутсорсингу, ни автоматизации. «Эпоха классических «информационных работников» заканчивается, а офисных клерков ждут такие же массовые увольнения, как сокращения шахтеров при Маргарет Тэтчер», - говорит автор. Согласно Пинку, качеств, которые следует в себе развивать, всего шесть. Это дизайн (design, способность творить с нуля), способность рассказывать истории (story), симфония (symphony, способность создавать команды), эмпатия (empathy, способность поставить себя на место другого человека, думать и чувствовать, как «другой»), игра и смысл (play and meaning). Автор полагает, что нынешняя эпоха — это переход от информационной эры к эре концептуальной.
Увы, информация перестает быть наиболее ценным активом – больше всего ценятся неотъемлемые качества, присущие конкретной личности. Об этой тенденции нужно помнить и тем, кто претендует на место маркетолога юридической компании, и тем, кто выбирает себе сотрудника.
Статья написана специально для портала LawFirmManagement.RU.