Герой традиционного интервью журнала Legal Insight с руководителями юридических департаментов – Константин Самыкин – успешный лидер правового подразделения в своей компании и один из экспертов конкурса «Лучшие юридические департаменты России – 2012». Он не только оценивал анкеты номинантов этого года, но и принимал активное участие в разработке анкеты. Константин поделился с нами своим рецептом справедливого выбора лучшего юридического департамента России.
Что было самым сложным при оценке анкет номинантов на звание лучшего юридического департамента 2012 года?
Анкетирование проводилось таким образом, чтобы позволить каждому участнику максимально рассказать о своем юридическом департаменте. При этом участники конкурса отвечали на вопросы в свободной форме. Наибольшую сложность представляло приведение этих свободных ответов к единой базе сравнения, так сказать, к общему знаменателю. Для этого требовалось сначала изучить ответы всех участников по одному вопросу, проанализировать их в совокупности, выделить общие черты и различия, разработать матрицу весов ответов и в соответствии с ней повторно исследовать и оценить ответ каждого участника. Указанную процедуру необходимо повторять для каждого вопроса анкеты в отдельности – таков рецепт справедливого рассмотрения кандидатов и непредвзятой оценки.
Вы принимали активное участие в совершенствовании анкеты номинантов 2012 года. Что, на ваш взгляд, стоит учесть в анкете в дальнейшем и какие рекомендации вы можете дать экспертам конкурса следующего года?
Я рекомендовал бы модернизировать анкету таким образом, чтобы вместо оценочного ответа каждый вопрос предполагал некоторое количество баллов, которые может набрать ответ на него. Такой подход учитывает разницу весов самих вопросов и обеспечивает более справедливый подход к оценке номинантов. Например, в моем представлении вопрос о масштабах деятельности юридического департамента имеет вес в три раза больше, чем вопрос о внутренних стандартах, политиках и процедурах департамента. Объемный вопрос лучше разделить на несколько вопросов, каждый из которых набирает свои баллы. Возможно, на некоторые вопросы стоит предложить варианты ответов на выбор.
Конечно, мнение членов экспертного совета по поводу веса того или иного ответа будет различаться, но при этом у них будет единый инструментарий для оценки.
Как член экспертного совета вы имели возможность познакомиться с отчетами многих своих коллег. Насколько интересен был для вас их опыт? Готовы ли вы принять и использовать что-либо в своей работе?
Мне, безусловно, полезно было ознакомиться с опытом коллег из других юридических департаментов, в том числе из других отраслей бизнеса. Сейчас я решаю задачу трансформации департамента и оптимизации его работы. В свете этого самой познавательной информацией для меня стали сведения о количестве юристов на 100 сотрудников в разных компаниях и способах организации работы юридической службы в крупных фирмах. Несмотря на то что выборка была достаточно широкой, анализ ответов позволил мне наметить пути решения для реализации своего проекта трансформации.
Ваш юридический департамент победил в конкурсе «Лучшие юридические департаменты России – 2011». Что дает вам участие в этом профессиональном конкурсе, где юристы выступают не персонально, а коллективно? Будете ли вы участвовать в нем в следующем году?
Прежде всего, участие в конкурсе предоставляет каждому юристу из участвующего в нем департамента возможность заявить о себе. В этом отличие данного коллективного конкурса от персональных, где соревнуются в основном гуру юриспруденции. Благодаря общим усилиям и профессионализму наших юристов мы становились победителями конкурса два года подряд – в 2010 и 2011 гг. В этом году мы отреагировали на растущие потребности бизнеса «Астероса» и начали реализацию проекта стратегической трансформации юридической службы, цель которой – перейти на качественно новый уровень юридического сервиса, который соответствовал бы накопленному потенциалу компании в части портфеля продуктов и компетенций, возможности развития отношений с ключевыми заказчиками, а также соответствовал бы имиджу «Астероса» – лидера российского ИТ-рынка. Уверен, что успешная трансформация департамента позволит нам создать по-настоящему уникальный юридический сервис, которому не будет равных в ИТ-отрасли. Я верю в наш успех и с удовольствием приму участие в конкурсе «Лучшие юридические департаменты России – 2013».
Существует ли, на ваш взгляд, какая-то отраслевая специфика юридических департаментов? Если да, то в чем она больше всего проявляется: в структуре, принципах работы, численном составе?
Безусловно, существует отраслевая специфика организации внутреннего юридического сервиса. Прежде всего, она просматривается в доле юристов в общей численности персонала фирмы (в страховых компаниях, например, это 20 юристов на 100 сотрудников, а в добывающих – 0,2-0,5). Значительные отраслевые отличия есть и в профиле юристов. Например, в торговых компаниях юристы сосредоточены на экспертизе договоров, а в инвестиционных много внимания уделяют сделкам слияния и поглощения и работе с международными финансовыми институтами. Вместе с тем, я уверен в том, что и для состоявшегося профессионала, и для начинающего амбициозного юриста смена отрасли не составит проблемы, а послужит новым интересным вызовом, позволяющим реализовать весь накопленный потенциал и внести весомый вклад в улучшение внутреннего юридического сервиса.
Назовите самый интересный проект (сделку, переговоры и пр.), над которым вы работали.
За свою практику я работал над многими интересными проектами, и выделять какой-то один из них в качестве самого интересного не совсем корректно и справедливо.
Только за последние три года, что я работаю в «Астеросе», бизнес компании вырос в два раза, и практически каждый месяц у меня появляются новые интересные проекты. Если говорить о личных предпочтениях, то мне больше всего интересны акционерные сделки, сделки по привлечению капитала, а также сделки слияния и поглощения.
Что самое сложное в работе руководителя юридического департамента?
Самое сложное для руководителя высокопрофессионального коллектива – это принятие вынужденного решения по сокращению персонала.
В чем вы видите секрет успеха юридического департамента?
Самое главное – это доверие менеджмента и акционеров компании. Без него успешное функционирование внутреннего юридического сервиса невозможно.
Если бы вы брали интервью у руководителя юридического департамента, то какой главный вопрос задали бы ему?
Прежде всего, я поинтересовался бы, сколько часов в неделю работает этот человек. Как правило, собеседники отвечают на такой вопрос развернуто, не ограничиваясь сухими цифрами. Я считаю нормальным работать 40–50 часов в неделю. Я не видел ни одного руководителя юридической службы, которому удавалось бы работать менее 40 часов. В то же время я глубоко убежден в полной неэффективности работы свыше 50 часов в неделю.
Если бы вы не стали юристом, то кем бы могли или хотели быть?
Ответ на этот вопрос родом из детства. В моем детстве было принято считать, что все мальчики мечтают стать космонавтами. Однако я не мечтал об этом. Мне всегда нравились путешествия. И когда у меня не будет необходимости зарабатывать деньги, работая юристом, я обязательно стану путешественником. Приобрету яхту, возможно, апартаменты на море, приму участие в ралли на внедорожниках. Это реально исполнимо в отличие от космоса, но до этого еще далеко, и предстоит многое сделать.
Материал был опубликован в журнале Legal Insight в декабре 2013 года.
Источник: сайт журнала Legal Insight.