Результаты опроса обрабатывают и интерпретируют:
— Dr Наталья Мосунова (PhD, LLM);
— Ирина Никитина, стратегический советник юридических партнерств;
— Татьяна Кампс, психоаналитический терапевт.
Вывод 1 (ошеломляющий): многие не видят существенных изменений ни внутри команд, ни в среде. Они рискуют отстать от тех, кто уже признал существование кризиса.
Находка 1. Чувствительность к изменениям у разных групп
На вопрос «Отмечаете ли вы изменения в работе, связанные с пандемией КОВИД-19» 17% респондентов сказали, что видят только позитивные изменения. Четверть не видит никаких изменений или испытывает легкие неудобства, вызванные изменением обстановки. Чуть больше половины ответивших считают, что изменения негативно отразились на работе.
Интересно, что ощущение значимости изменений практически никак не связаны с размером бизнеса или принадлежностью к национальному и международному консалтингу.
Но есть и чувствительные аспекты, которые проявились в нашем исследовании. Отличается чувствительность юристов разного возраста к переменам. Отчётливее всего риски текущей ситуации видят юристы в возрасте от 31 до 45 лет, а меньше всего те, кому 46+ лет. Молодежь неожиданно заняла место между этими группами: те, кому еще нет 30, относятся к ситуации легче, чем опытные коллеги, но тревожнее, чем более старшее поколение.
Также заметна разница в чувствительности к ситуации у консультантов юрфирм и инхзаузов компаний.
Юристы внутренних юридических служб компаний сильнее ощутили негативное влияние пандемии на свою работу (-4 по шкале негатива от -10 до 0), чем внешние консультанты (-2), что может иллюстрировать контраст между оперативностью изменений реального сектора и ригидностью к изменениям юридического бизнеса.
Ирина Никитина подчеркивает, что снижение спроса на услуги внешних консультантов в условиях карантина – отличная возможность для юрбиза отполировать бизнес-процессы и подстроиться к новым условиям. Иначе сбоев в эффективности оказания услуг и коммуникациях с клиентом будет не избежать.
Находка 2. Причины изменений
Среди причин негативных изменений чаще всего называли внешние неуправляемые факторы – изменения в работе судов, падение платежеспособности клиентов, политическую нестабильность и общее снижение экономической активности.
Из внутренних факторов, повлиявших на работу, были отмечены
Ирина Никитина отмечает, что существенное негативное влияние пандемии участники видят в снижении деловой активности и карантинных ограничениях, а также снижении платежеспособности клиентов и повышении уровня тревожности людей.
При этом наша самая формально нетревожная группа 46+ лет никаких изменений в эмоциональном состоянии не заметили совсем, а самая чувствительная к негативным изменениям группа юристов в возрасте от 31 до 45 упоминает влияние эмоциональных факторов чаще других.
Находка 3. Отрицание изменений не означает их отсутствие
И самое удивительное открытие: несмотря на то, что почти половина респондентов не видит негативного влияния пандемии, в открытых вопросах все отмечают нехватку навыков у сотрудников для того, чтобы поддерживать работу в текущих условиях, а также демонстрирует запрос на поддержку от команды или руководства. Детально эти дефициты мы разберем в следующих постах, а сегодня попробуем очертить причины такого феномена.
Конечно, самый очевидный, но не самый точный ответ, это вероятное отсутствие изменений, но эта гипотеза противоречит и мировым трендам, и происходящему в экономике в целом.
Татьяна Кампс отмечает, что почти во всех случаях, когда в ответе на прямой вопрос изменения отрицаются, развернутый ответ показывает, что человек все понимает - что изменилось, чего не хватает, кто пострадал или выиграл от изменений. Такая реакция может свидетельствовать об избегании признания сложностей.
Поэтому более правдоподобным объяснением может быть нехватка навыков идентификации и преодоления кризисов: для того, чтобы бежать от волка, надо как минимум знать, как выглядят волки. Если у фирмы был только опыт успеха, очень трудно опознать провал и добыть антикризисный инструментарий.
Татьяна Кампс допускает, что до у респондентов моложе 30 лет пока нет опыта осмысления изменений, а после 46 человек может быть перегружен собственными кризисами, поэтому рабочие изменения уходят на второй план. А вот у тех, кому 31-45 нет выбора – они в пекле.
До тех пор, пока случившиеся изменения не будут признаны, адаптация бизнеса к текущему кризису невозможна, и определять позицию фирмы будут больше внешние обстоятельства. Для приобретения антикризисных навыков нужна как минимум осознанная потребность в них.
Бизнесу сейчас некогда объяснять свои потребности, поэтому есть большая вероятность, что внешний консалтинг не всегда до конца осознает спектр потребностей своих клиентов. Если юрфирмы не займут проактивную позицию в исследовании нужд и не представят партнерское плечо своим клиентам сейчас, то такой дефицит профессиональной эмпатии может привести к существенному разрыву коммуникаций в ближайшем будущем. Как следствие, юрфирмам понадобится потратить значительно больше ресурсов на восстановление сотрудничества.
Уделите больше внимания тем факторам, на которые можно влиять – внутренние процессы компании, коммуникации, поддержка подчиненных и здравая забота о себе.
Выиграть в ценовой войне без потерь для своего бизнеса можно за счет снижения себестоимости услуги, которое возможно при улучшении бизнес-процессов или эмоционального вовлечения сотрудников.
Чуть детальнее и неформальнее мы обсудим находки и рекомендации по этому вопросу в эфире во вторник, 12 мая, в 20.30 по Москве.
Источник: портал Zakon.ru