Дария Заседа, партнер, руководитель Legal Marketing Department, юридическая фирма Cai & Lenard
Ален ноби, ностра алис!
Что означает — ежели один человек построил,
другой завсегда разобрать может.
К/ф «Формула любви»
Сегодня мир сложно назвать стремительным, он скорее мгновенный. Не успели моргнуть, а тенденции изменились. Иногда на противоположные. Поэтому быть проактивным сегодня сложно даже компактному и юркому бизнесу, а что уже говорить про таких консервативных и ветвистых монстров, как банки или юридические компании, – они избегают прогресса, как Гингемма воды. Если все же реальность врывается в юридические офисы, настаивая на переменах, то и тут начинается парадоксальное. Юристы – это такие современные цари Мидасы, которые превращают в золото всё, к чему прикоснутся, и в итоге умирают мучительной смертью от голода, зато «по-богатому». В данной статье мы поговорим о том, как вредят юридическим фирмам взятые ими на вооружение тренды, и о том, как они могли бы помогать.
Социальные сети
Ну, женюсь, что будет?
Стану я целыми днями ходить в халате,
а жена моя — особа, которая должна служить идеалам любви,
закажет при мне лапшу и начнет её кушать!
К/ф «Формула любви»
Социальные сети всех оттенков – отличный способ стать ближе к клиентам, понять, чем они живут, наладить с ними менее формальный, эмоциональный контакт, понравиться, в конце концов. Способ-то отличный, но не для юристов. Для этих строгих ребят социальные сети – часть глобального «у всех есть, значит, и мне надо». Что делать с профайлом в Фейсбуке, Твиттере или Инстаграм после регистрации – юристам непонятно, да и отвлекаться сильно на эту ерунду не хочется. А раз так – дублируем сюда все новости с сайта; можно даже просто вставлять ссылку, не разбавляя ее подводкой, а то решат, что компания недостаточно солидная. Сухо, по делу: юристы выиграли дело, партнер был на конференции, в рейтинге заняли место, дали денег детдому, снова признаны хорошими, организовали круглый стол, посидели за чужим круглым столом, корпоратив (да, именно так выглядит буйное, но солидное веселье). Это – типичный портрет странички юридической фирмы в социальных сетях.
Подписчики у подобных типовых страниц – на 95% мертвые души и на 5% сотрудники и их родственники, чей одинокий лайк, глядишь, и нарушит тишину. Через некоторое время юристы, видя, что их труды идут прахом и не находят отклика, разочаровываются во всех этих современных штучках: дескать, трата нервов и ресурсов. А представлять себя на месте читателей, которым совершенно безразличны чужие конференции и премии – это для слабаков и для тех, кто не разбирается. Юристы всем интересны, и премии их интересны, и рейтинги, и фото их в темных кабинетах, и... Всё равно клиенты приходят по рекомендациям, а социальные сети – игрушки для тех, у кого мало работы.
Что можно было бы посоветовать юристам, если представить себе, что они сошли с ума и захотели получать пользу от профайлов в соцсетях, а не усыплять ими? Во-первых, больше простоты! Легкие небольшие тексты, оригинальные и полезные читателю заметки, краткий пересказ публикаций – такой себе анонс, помогающий человеку решить, нужно ли ему вообще это чтиво. Во-вторых, даешь эксперименты! Отойти от привычных форматов, забыть про штампованные новости, использовать больше изображений (но меньше фотографий со стоков!), предлагать читателю информацию и факты, о которых он не знал, в виде схем, видео, аудио, да хоть на кошках показывать, лишь бы это не было сухо и безлико, как обычно бывает у юристов. В-третьих, заимствование! Перенимать опыт других сфер деятельности и их приемы, пропускать через себя, добавляя полезные правовые нотки, и выдавать уже совершенно переродившийся продукт. Недаром говорят, что дети смешанных рас – самые красивые и здоровые, так что в бизнесе такой обмен «детищами» тоже очень важен и полезен!
Инфографика
— На что жалуемся?
— На голову жалуется.
— Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
— А голова?
— А голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит.
К/ф «Формула любви»
Мировой заговор существует. Одни из тех, кто особо сильно пострадал от него, – юристы. Однажды какой-то прогрессивный человек рассказал юристу о существовании такого вида подачи информации, как инфографика. Рассказал и тут же раскаялся, потому что понял, что с таким оружием юрист всех затмит. Поэтому решил этот человек юриста сбить с пути, сказав, что классная инфографика – это когда на один маленький листик налеплена уйма цифр и мелких букв, россыпь древних клипартов, а сверху красивое цветастое название. И с тех самых пор благие намерения юристов объяснить сложные вещи простой инфографикой разбиваются об эту инструкцию. На свет появляются полотна-монстры, где даже простая мысль уводит зрителя в страшный темный лабиринт, да и само полотно обильно усыпано мордами Минотавров. Юристы публикуют такую инфографику, и другим юристам это нравится.
По душе ли эти творения тем, для кого они вроде как предназначены, – простым смертным? Нет. После созерцания шедевров юридической инфографики человек впадает в беспокойство и начинает плохо спать. Могли бы юристы побороть мировой заговор и перестать вредить себе этими адскими творениями? Еще как! Что же для этого нужно? При подготовке инфографики ориентироваться на несколько простых правил.
1. Одна инфографика = одна мысль. Не нужно стараться использовать электронную бумагу так, будто вам больше никогда не выпадет шанс кому-то что-то рассказать. Не забывайте о том, что вы хотите разложить одну сложную мысль на несколько простых элементов, а не уместить на один лист все кодексы мира.
2. Больше графических элементов. Да, юристы всегда ориентированы на «инфо», но не стоит забывать и про «графику», ведь именно она призвана облегчить читателю восприятие неудобоваримых законов, норм и правил.
3. Думайте о бабушке. Забудьте, что вы юрист, что у вас образование, кабинет в строгом стиле и разбуди вас ночью, вы тут же процитируете ту статью, которую попросят. Представьте себе, что вы – это ваша бабушка, которая нуждается в правовой помощи. Даже не столько помощи, ей бы хоть понять, о чем тут вообще речь идет. Да чтобы попроще и с учетом склероза и возрастной невнимательности. Если ваша инфографика простая, красочная, но не аляповатая, разбита на интуитивно понятные блоки – ваша бабушка будет благодарна и накормит вас до состояния «я никогда больше не буду есть».
Вебинары
Не надо громких слов, они потрясают воздух,
но не собеседника.
К/ф «Формула любви»
Юристы любят учить. Поучать. Наставлять на путь истинный. Вразумлять. Просвещать. Втемяшивать. Выводить из заблуждения. И все бы ничего – сидели бы у себя по фирмам и проделывали всё это с ближними своими сотрудниками, однако прогресс выбил дверь с ноги, и в жизнь юристов ворвалось слово «вебинар». Идеальное, безупречное слово. Вебинар – это когда юрист сидит у себя в кабинете, рядом нет ни души, перед ним компьютер с камерой, и он может бесконечно говорить. Невидимые слушатели по ту сторону монитора могут пытаться робко писать ему вопросы, но сбить его не так-то легко – специально обученный, он пристально смотрит в глазок камеры и вещает, ссылаясь на статьи, нормы, собственные публикации, комментарии к собственным публикациям и цитируя собственные комментарии. Основная мысль вебинара быстро растворяется в море побочных тем, и лектор вспоминает, зачем все собрались здесь, лишь когда заканчивается время. Тогда он как Уроборос хватает за хвост тему, озвученную в названии вебинара, и говорит: «Это в общих чертах всё, что вы хотели знать о...».
Существует ли способ сделать юридические вебинары привлекательными и полезными для широкой аудитории, а не только для тех, кого шутники-коллеги приклеили к стулу перед монитором? Да, существует, и способ очень простой: не отвлекаться! Выбрали тему и держитесь за нее мертвой хваткой – не отклоняйтесь, не виляйте, не бросайте тему нераскрытой. А еще приводите примеры – много качественных, живых примеров, максимально приближенных к быту и реалиям вашей аудитории. Слушатель может не запомнить номер статьи, но он обязательно запомнит то, что точно такая ерунда случалась у его тещи, а юрист тут всё взял и объяснил! Ага, запомним его. И опять же... когда начинаете говорить – думайте о бабушке!
Мобильные приложения
Не умеете лгать, молодой человек.
Все люди разделяются на тех, которым что-то надобно от меня,
и на остальных, от которых что-то нужно мне.
Мне от вас ничего не нужно. Выкладывайте, что вам угодно.
К/ф «Формула любви»
Любая встреча в переговорной начинается с того, что все кладут на стол свои смартфоны и тут же, без паузы, начинают нервничать. А вдруг кто-то позвонит, а вдруг пропустишь важное письмо, а вдруг на виртуальной ферме от голода помрёт виртуальная овца? Телефоны на столе то и дело притягивают жадные взгляды хозяев – в современном мире именно на этом устройстве вся жизнь и завязана. Сотни условно полезных приложений, которые должны помогать и облегчать жизнь.
Однажды юристы осознали, что у них есть всё: инфографика, вебинары, странички в Фейсбуках (не говоря уже про золоченые статуэтки Фемиды) – и единственное, чего нет – мобильные приложения. Казалось бы, отличная мысль, бери да делай, становись полезным и получай пользу! Но юристы не были бы собой, если бы выбирали такой примитивный путь. Нет, они тратят огромные деньги на разработчиков, чтобы в итоге получить очень плохую копию своего сайта или же законодательный сборник. Стотысячный в выдаче поиска приложений. Чужой сайт в виде приложения никому не нужен, а законодательная база не работает на имидж компании. Юристы видят, что их затея не взрывает ТОП-чарт и расстраиваются. Была бы их воля, их программа работала бы как в анекдоте: скоро на телефоне будет одно-единственное приложение, которое просто будет бить током, если на него не смотришь.
Каким должно быть юридическое приложение, чтобы оправдать затраты и нравиться пользователям? Оно должно быть:
1. Оригинальным (не сайт, не база, не набор визиток юристов, не сканы учебников по праву, не цитаты на латыни). Это может быть, например, игра-справочник, как вести себя в той или иной ситуации, где речь идет о правах; это может быть интерактивный тест для студентов; это может быть квест для желающих работать в команде; это может быть какой-то вариант анкеты для ежегодного евалюейшена... вариантов – миллион.
2. Полезным. Для того чтобы человек не удалил программу, скачав ее и протестировав, он должен периодически ее использовать. А значит, темой приложения не может быть что-то редкое или одноразовое. Чем чаще человек прибегает к программе, тем больше вероятность, что он обратит внимание на разработчиков или будет что-то в этой программе покупать.
3. Удобной. Интуитивно понятной. Не требующей томика инструкций в комплекте.
4. Красивой. Да, тут юристу придется через себя переступить. Вспомнить, что, кроме белого, черного и коричневого, существуют и другие цвета, что они нравятся тем людям, которые не юристы.
Постскриптум
— У меня воз сена стоит десять рублей.
— Стоить-то оно стоит, да никто ж его не покупает.
К/ф «Формула любви»
В мире, где бизнес становится всё более высокотехнологичным, юристы не могут позволить себе способы продвижения из ассортимента лавки древностей. Есть желание обслуживать пионеров индустрий – разберитесь в мире, в котором они работают и конкурируют, говорите с ними на одном языке и, взявшись использовать современные технологии, забудьте про хоженые тропы. Играйте по правилам тех площадок, на которые заходите, перенимайте опыт компаний из других сфер, включая опыт продвижения бизнеса ваших клиентов. Не тащите с собой в hi-tech будущее покрытые пылью и ржавчиной приёмы.
Статья написана специально для LawFirmManagement.RU.