Ирина Никитина, бизнес-консультант юридических фирм
ВМЕСТО ЭПИГРАФА, ПРОЛОГА и ЭПИЛОГА: Совместная работа партнеров и профессиональных менеджеров никогда не была и не будет простым техническим взаимодействием. Успех взаимодействия этих двух категорий профессионалов высокого уровня сегодня напрямую определяет успех бизнеса завтра.
Это увлекательный динамичный процесс, завораживающий и взаимовдохновляющий парный танец, ритм и мелодика которого, по-своему, уникальны и абсолютно неповторимы для каждой успешной фирмы, независимо от ее размера и юрисдикции.
Уровень мастерства, взаимной ответственности за конечный результат и слаженности работы этого тандема, в конечном итоге, определяют благодарность и лояльность внешних зрителей – и клиентов фирмы, и ее будущих сотрудников.
Материал по теме состоит из 5 частей и будет публиковаться на еженедельной основе.
ЧАСТЬ 1. Wake-up call: изменения в повестке дня
Экономический кризис конца 2000-х в корне изменил видение партнерами функции административной поддержки и их понимания роли профессиональных менеджеров в развитии и управлении юридическим бизнесом.
Кризис, на мой взгляд, в довольно короткие сроки произвел революцию в мышлении партнеров, поставив во главу угла понятие «эффективность» юридического бизнеса. Причем такое изменение в повестке дня затронуло абсолютное большинство, если не сказать, абсолютно все юридические фирмы вне зависимости от их размера, длительности присутствия на рынке и географического положения.
Извечный спор об оказании юридических услуг как о призвании или о бизнесе естественным образом мигрировал в плоскость оптимизации затрат на реализацию этого призвания и адаптации к новым, более жестким правилам игры, диктуемых клиентами, а также к поиску инновативных способов развития своего бизнеса и возможностей выигрыша в ужесточившейся конкурентной борьбе.
Именно экономический кризис, на мой взгляд, стал переломной точкой в принятии партнерами растущей роли профессиональных менеджеров в управлении юридическим бизнесом (безотносительно к размеру этого бизнеса).
В отличие от глобальных юридических фирм, которые с выходом на международный рынок юридических услуг все больше приобретали черты промышленных корпораций и, соответственно, выстраивали систему своего управления под новый размер и географический охват, локальные фирмы небольшого размера не слишком-то доверяли «пришлым» со стороны. Да и при обилии работы на растущем рынке, помощь административного персонала, в основном, сводилась к чисто рутинным функциям ассистентского уровня
(редактирование и вычитка текстов, копирование, подготовка материалов, работа со счетами и др).
В добавок ко всему, на мой взгляд, кризис актуализировал вопрос профессионального продвижения юридических услуг – так любимого партнерами «сарафанного радио» теперь стало явно недостаточно, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе за клиента. В новом, посткризисном мире «делать свою работу хорошо» вообще перестало быть конкурентным преимуществом. Хорошо сделанную работу теперь нужно эффективно организовать (в ответ на бюджетное давление со стороны клиентов) и эффектно продать (возросшая конкуренция среди юридических фирм). Также нелегкой задачей для многих стало сохранение накопленного кадрового потенциала и его развитие. Принять такой вызов без профессиональной поддержки как маркетологов, финансистов (именно финансистов, а не просто бухгалтеров), HR специалистов и других высокопрофессиональных специалистов – задача, прямо скажем, малореальная.
Самые-самые недоверчивые юристы могут возразить, что новые знания и навыки можно приобрести и самому. Это хороший аргумент в пользу развития у партнеров и старших юристов менеджерских навыков (так называемых soft skills), которые являются неотъемлемой частью их профессионального развития и важны для понимания и управления собственным бизнесом.
И некоторые партнерства уверенно шли по этому пути, упустив из виду один немаловажный фактор. Под этим фактором в жесткой конкурентной борьбе я имею ввиду временной фактор. Поэтому своевременная «покупка» готовой экспертизы на рынке (в любой форме, будь то найм специалиста на фирму или привлечение на условиях аутсорсинга) является «правильной» инвестицией в собственный бизнес.
С чего начать?
Если вы стоите на пороге открытия своего бизнеса – отлично, у вас есть шанс
(1) подойти к вопросу «правильно», т.е. все спланировать наперед,
(2) подумать над этим вопросом «с чистого листа»
и
(3) изначально построить систему администрирования бизнеса в соответствии с перспективным видением развития будущего бизнеса.
В намного большем числе случаев, чтение данного материала застанет ваш бизнес в самом разгаре со всеми его вызовами и проблемами, а также исторически сложившейся и функционирующей на данный момент системой его поддержки.
На то, что существующая система нуждается в легкой корректировке или существенном реформировании сигнализируют несколько фактов:
Такой at-a-glance аудит, фактически, формирует главные ожидания от профессионального менеджмента фирмы:
Источник: профессиональный блог Ирины Никитиной