Анна Романенко, CEO Barbarella Design Ltd, London, UK
Дискуссия на тему, что лучше – open plan или кабинетная система, не нова, ей как минимум 100 лет, и, думаю, она не скоро будет разрешена. Сразу скажу, что у меня нет однозначного универсального ответа для всех; всё зависит от каждой конкретной ситуации и компании. Я бы выделила три аспекта, основанных на законах физики, и один, связанный с психологией:
1. Пространство. Open plan максимально эффективно использует пространство, с этим спорить бесполезно. Поэтому если у вас есть задача разместить максимальное количество людей на квадратный метр, а все остальные зоологические и лирические аргументы вас мало интересуют, то следующие несколько абзацев можете смело пропустить.
![]() |
|
2. Естественный свет. Световые волны, по законам физики, распространяются по прямой, и поэтому если в вашем распоряжении – большое помещение с окнами по периметру, единственный способ максимизировать распространение естественного света – убрать все перегородки.
• a. Стоит учесть, что естественный свет активно влияет на зону в пределах 5-7 метров от окна, т.е. все столы, расположенные дальше, уже весьма условно получают какую-то пользу.
• b. Использование стеклянных перегородок создает компромисс естественного света и privacy. По этому принципу устроен лондонский офис Alan&Overy: этажи разделены стеклянными перегородками на кабинеты по два человека, что позволяет проникать свету и пытливому взору начальства, но при этом сохраняет некую конфиденциальность и звукоизоляцию.
• c. Стоит проанализировать альтернативные источники натурального света – можно ли оборудовать sky lights или light tubes.
• d. Вообще тему света сложно переоценить, поэтому о ней поговорим отдельно.
3. Звук, а вернее – звукоизоляция. Основная критика open space приходится как раз на вопрос звукоизоляции, но все решаемо. Понизить общий уровень шума можно за счет:
• a. использования акустических перегородок на столах, акустических потолочных и стеновых панелей;
• b. выделения отдельных небольших помещений для конфиденциальных звонков, зон для креативного общения;
• c. разбиения общего пространства хорошо звукоизолированными переговорными;
• d. выделения обособленных помещений для шумных устройств (принтеров, кофе-машин, etc.).
|
![]() |
|
4. Эффективность работы. Это очень сложный вопрос, потому как утверждения «open plan улучшает сотрудничество и взаимодействие между сотрудниками» ставится под огромное сомнение.
• a. Не все подразделения требуют постоянного взаимодействия: например, не стоит сводить вместе маркетологов и бухгалтеров, ничего хорошего из этого взаимодействия не получится. Поэтому стоит выделить подразделения, а то и группы/отдельных сотрудников, которых стоит изолировать.
• b. Есть интересное исследование о влиянии рассадки. Оказывается, физическое соседство с трудолюбивым/эффективно работающим коллегой повышает эффективность соседа на 20% в первую неделю, а через три-шесть месяцев положительный эффект пропадает. Так что если вам срочно надо простимулировать сотрудника – просто пересадите его поближе к трудоголику.
• c. Вообще пересадка сотрудников очень стимулирует, и в этом отношении open plan проще всего перемещать.
• d. Смена места/окружения/типа рабочего места также стимулирует креативность/эффективность и снижает стресс. Современные open plan включают в себя индивидуальные тихие уголки, столы для групповой работы, hot-desks, переговорные разного типа – от очень формальных до весьма «расслабленных», с диванами. Разного сорта brake areas, зоны с разным типом/интенсивностью освещения, столы с регулирующейся высотой столешницы, полулежачие и стоячие рабочие пространства, кафе и мини-спортзалы – всё это не прихоть хипстеров, а научно подтвержденные стимуляторы эффективности работы. Успешнее всего такой микс достигается, конечно же, в open plan.
• e. Open plan позволяет лучше контролировать работников. Раньше это можно было отнести в разряд аргументов «за», сейчас я готова спорить. Недавно у меня была возможность посетить модный и суперсовременный офис Bloomberg в Лондоне. Не буду изливать декалитры дифирамб по поводу стиля, архитектуры и т.п.: здание великолепно. Меня больше поразил уровень стресса моего друга, работающего там. Он просто показал, как организованы столы в зоне open plan. Вообще для них open plan – не новость: они и в старом офисе так же работали. Но в новом офисе для них спланировали новую рассадку с ультрамодными эргономическими столами. Суть в том, что столы расставлены кругами. В каждом круге – 8 человек, а мониторы развернуты таким образом, что каждый видит происходящее на мониторе соседа, даже голову особо поворачивать не надо. Как результат – уровень стресса зашкаливает у всей команды, включая моего друга, который, в общем-то, руководитель подразделения и должен, казалось бы, радоваться уровню контроля.
• f. Основной постулат, на котором базируется сейчас всё – от дизайна помещения до бизнес-процессов, таков: «только счастливый работник может быть эффективен». Отсюда вытекают свет, звук, цвета, эргономика, гибкость пространства, разные виды пространства для разных видов деятельности, размывание границ между работой/домом/тренажерным залом/рестораном/клубом. Вообще, концепция членских клубов как одной из самых эффективных форм организации рабочего пространства – это также отдельная тема.
![]() |
![]() |
![]() |
Лондонская офисная действительность весьма сурова: стоимость аренды настолько высока, что мало кто может позволить себе поддерживать кабинетную систему, да я и не вижу в последнее время желания этого делать. Молодое поколение сотрудников запрашивает очень гибкий тип организации пространства. Юридические компании традиционно считаются наиболее консервативными по части организации офисов, но и они меняются очень быстро. Большая часть перешла на open plan, где даже руководители подразделений и партнеры сидят в общем зале, другие использует стеклянные перегородки и лишь очень малая доля юрфмирм сохранила пока отдельные кабинеты для партнеров. Основное внимание/пространство отдается организации ресепшен и переговорных.
Вопрос конфиденциальности бумажных документов решается за счет предоставления персональных ячеек для хранения документов. В этом случае отпадает необходимость в персональном столе, и некоторые компании выделяют так называемые hot desks, которые используются по мере необходимости.
Статья подготовлена специально для портала LawFirmManagement.Ru