Дария Заседа, партнер, руководитель Legal Marketing Department, юридическая фирма Cai & Lenard
Кто мешает, смеясь, говорить правду?
Гораций
Мужики не танцуют, а юристы не шутят. И хотели бы, может быть, да нельзя – нужно сохранять серьезное выражение лица, чтобы не отпугнуть клиентов, чтобы не показаться коллегам шутом. Подавляющему большинству юристов кажется, что профессионализм и веселость не совместимы, но это не так. В работе юристов юмор может стать одним из самых успешных маркетинговых инструментов, ведь при той интенсивности информационного потока, который существует сегодня, человек скорее запомнит то, что его рассмешило, чем очередную монотонную новость.
Говоря о шутках, я не призываю коллег напропалую травить клиентам анекдоты, а хочу показать, в каких ситуациях юмор может помочь бизнесу.
(Все дальнейшие примеры – авторские, не заимствованные и не переводные; приведены в данном материале не для саморекламы, а как иллюстрация, дабы не быть голословной).
Вариант 1. Работа с новыми кадрами
Какого бы размера не была юридическая фирма – бутик или международная компания с десятками филиалов – периодически возникает нужда расширять коллектив, наращивать базу сотрудников. И наверняка всем, кто имеет дело с кадрами, не единожды приходилось сталкиваться с тем, что выпускники ВУЗов, которые приходят на должности помощников или младших юристов, скажем так, несколько оторваны от реалий. Возмущаться таким подходом бесполезно, но полностью отказываться от молодежи – расточительно, да и невозможно. Поэтому необходимо воспитывать в юристах правильное отношение к работе еще со студенческой скамьи. В данном случае можно прибегнуть к юмору, который отлично справляется с образовательной функцией.
Летом 2012 года мы написали специально для студентов шуточное интервью, якобы размещенное в профильном журнале. Девушка рассказывает читателям о своих первых шагах в юридической фирме, об иллюзиях, разочарованиях и открытиях. Для легкости восприятия мы стилизовали интервью под «Алису в стране чудес». Разместив текст в нескольких социальных сетях и задействовав портал по поиску работы, мы получили очень хороший охват среди своей целевой аудитории. Трижды на собеседованиях самими кандидатами упоминался этот текст и на его примере разбирались ожидания и главные ошибки начинающих. Такой формат позволил нам выйти за границы привычного в работе с начинающими юристами, ведь юмор помог им посмотреть на себя со стороны.
Вариант 2. Работа с новыми и существующими клиентами
Очень многими юридическими фирмами разрабатываются и рассылаются полезные правовые дайджесты, белые книги, образовательные письма. Клиенты ценят такую заботу, им приятно стремление юристов предоставлять полезную информацию. Для юрфирм же такие рассылки полезны тем, что дают возможность постоянно напоминать клиенту о себе. Однако клиенты, как и все современное человечество, перегружены информацией. Поэтому даже для самых полезных рассылок существует риск затеряться.
И здесь нам на помощь снова может прийти юмор, используя который мы сможем напоминать о себе клиенту по-разному. Так, например, кроме периодических обзоров законодательства, по пятницам мы готовим для клиентов небольшие шуточные открытки или же пародии на известные произведения. Каждая такая серия получает массу позитивных откликов.
Шутки помогают реализовать нашу задачу – стать клиенту ближе и понятней, быть не только частью рабочего процесса, но и источником хорошего настроения, положительных эмоций.
Вариант 3. Формирование правильного восприятия юриста потенциальными клиентами
Юристов, как и врачей, стараются избегать «пока все хорошо». В массовом сознании прочно укрепился образ садиста-стоматолога и злобного скользкого юриста. Страх мешает воспитать у клиентов культуру превентивного обращения к специалистам. В данном случае задача юристов познакомиться с потенциальным клиентом, вывести работу с ним за узкие рамки критических случаев и показать позитивные стороны постоянного сотрудничества. Юмор для знакомства подходит как нельзя кстати. Специально для таких случаев налаживания отношений мы, например, разработали серию «Найми юриста».
Вариант 4. Работа с имиджем в социальных сетях
При всей своей консервативности юристы больше не имеют права игнорировать прогресс. Сегодня клиенты проводят много времени в социальных сетях, а значит, и наш бизнес должен быть там представлен качественно и в соответствии со спецификой сети.
Рассмотрим этот тезис на примере страницы фирмы на Facebook. К сожалению, многие компании отдают дань моде, заводят страницу и либо постят туда сухие выжимки корпоративных новостей, либо, не увидев мгновенного эффекта, забрасывают ее. Не рекомендую так расточительно относиться к данному великолепному и очень гибкому инструменту. Фейсбук – это не способ продать свои услуги, это способ приучить аудиторию к себе, запомниться ей, стать ей полезным и интересным. Это формирование эмоционального пласта отношений с потенциальными и существующими клиентами. Юмор станет отличной канвой в таких отношениях. Главное, ощущать меру и создавать собственные продукты, а не заимствовать у других.
Где на Фейсбуке уместно использовать шутки? Один из вариантов – обложка вашей Хроники. Ее размеры и формат позволяют разгуляться фантазии. Например:
14 февраля
Новый Год
Другим возможным применением могут стать игры с посетителями странички (такие проекты лучше реализовывать в конце рабочей недели или перед праздниками). Например, мы не так давно запустили серию «Пойми сказку со слов юриста», где наши подписчики должны были угадать знакомые им простые вещи, сказанные заумным юридическим языком (и это, кстати, борьба с еще одним страхом людей – «юристы говорят непонятно, они меня запутают»).
Еще один вариант использования юмористического подхода – инфографика. В нашей работе часто возникает необходимость сообщить полезную, но обильную или сложную информацию людям, которые не хотят себя ею перегружать. На помощь приходит шутка и веселые картинки.
Ну и, наконец, могу предложить юристам поздравлять своих сотрудников с праздниками не суховатыми классическими открытками или письмами, а какой-то импровизацией. Так, например, мы в один из новогодних праздников сделали для коллектива шуточный календарь, где соединили узнаваемые кинообразы и партнеров фирмы.
Поводя итоги, хочу сказать, что каждый из упомянутых проектов вызвал не только улыбки, но сыграл свою роль в реализации маркетинговой стратегии фирмы: обеспечил ощутимое количество позитивных отзывов, позволил наладить продуктивные отношения со СМИ, рассказал о нас большому количеству студентов-юристов и даже привел к нам несколько новых клиентов, хотя последнее и не было прямой задачей.
Юристам не стоит забывать, что у юмора есть масса полезных свойств и применений, ведь в разумных дозах это самое лучшее лекарство от стереотипов и косности.
Статья написана специально для портала LawFirmManagement.RU.