Дария Заседа, партнер, руководитель Legal Marketing Department, юридическая фирма Cai & Lenard
Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца».
А.С. Пушкин
«Закинул старик невод»... Хотя нет, погодите, перепутала, это другая сказка. Впрочем, и юридические фирмы вышли на берег синего моря Интернета и пробуют ловить там потенциальных клиентов с помощью сетей. Социальных. Но, к удивлению маркетологов и огорчению партнеров юрфирм, вместо золотой рыбки в сети очень часто попадаются «мертвецы», то есть случайные люди, никакого отношения к целевой аудитории не имеющие.
Почему так происходит, ведь по работе в социальных сетях написано десятки книг и сотни, если не тысячи, статей?! Все дело в том, что большинство доступных руководств ориентируется на категорию FMCG, а не на сферу услуг. А если и уделяется внимание услугам, то в основном развлекательным. Наша же строгая консалтинговая ниша остается не у дел – или адаптируй под себя советы для производителей товаров, или действуй по наитию, или не лезь в социальные сети.
Давайте попробуем в этой статье рассмотреть, как и чем могут быть полезны социальные сети юридическим фирмам – специфику сетей, их плюсы/минусы, а также результаты, которые можно получить, активничая в том или ином формате.
Facebook
Эта сеть – один из мощнейших инструментов в руках маркетолога, но чтобы получить от работы с ней максимальный результат, консалтинговой фирме нужно помнить несколько ключевых правил:
Также позвольте порекомендовать форматы, которые фирма может использовать при работе с Facebook:
Резюме: на Facebook от вас не ждут слишком сложных и слишком длинных текстов, но оценят, если вы сообщите полезную и практичную новость; здесь скорее заинтересуются вашими кадрами, чем вашими премиями и дипломами; не бойтесь отойти от имиджа консерватора – формат сети предполагает творчество и самовыражение.
Twitter
Имея дело с данной сетью, вам придется призвать на помощь сестру таланта – краткость. На то, чтобы сказать главное, у вас есть всего 140 знаков. Можно потратить их на дублирование информации с сайта фирмы или же создавать оригинальный продукт специально под формат сети.
Могу предложить, например, следующие форматы:
Резюме: наиболее рациональным использованием Twitter для юридической фирмы будет продвижение партнеров и юристов компании. Подписчики оценят оригинальное мышление и высказывание свежей (и краткой) точки зрения на то или иное событие. Сделайте так, чтобы фирму полюбили через ее людей. И, кстати, не забывайте, что твиттеряне особо ценят легкость и афористичность высказанной мысли.
LinkedIn
Данную сеть юристы СНГ используют редко и без особого желания. Ее основные достоинства для юрфирмы – в возможностях завязывать деловые контакты и искать новые кадры, так как профайлы обычно заполняются людьми достаточно подробно. Но и тут есть свое «но»: в данной сети бушует ураган эгоцентричного спамерства. Слишком многие компании тут интересуются только собой и своим продуктом, создавая многочисленные группы и подгруппы, сообщества и кружки по интересам. Сеть, задуманная как платформа для делового общения со временем превратилась в место, где большинство пытается насильно популяризировать свои услуги либо впадает в кому бездействия.
Резюме: используйте весьма аккуратно. Ориентируйтесь больше на поиск, чем на создание оригинального продукта. Узнавайте больше о потенциальных партнерах и потенциальных сотрудниках, но не тратьте много времени на создание дискуссий или обзоров – LinkedIn похож на зеркальный лабиринт, тут каждый видит только себя и свою выгоду.
Pinterest
Относительно свежая социальная сеть с большими перспективами. Суть работы сети в том, что в аккуратненькие папочки можно собирать как ссылки на полезные ресурсы, связанные с фирмой, так и оригинальный контент. Можно рассыпаться в комплиментах тому, как эта сеть помогает интернет-магазинам или креативщикам, но ведь в статье была обещана профильная конкретика. Так что непосредственно юристам она может помочь в двух крайних случаях:
Резюме: подавайте информацию фирмы в удобном для конечного пользователя формате. Собирайте свои советы, комментарии по темам или отраслям, свои статьи по актуальности, свои дела по клиентам. Познакомьте подписчиков со своим коллективом или покажите свой офис. Организуйте контент согласно приоритетам, и ваш потенциальный клиент будет благодарен за то, что ему не приходится перелопачивать горы информации в поисках той самой, нужной именно ему.
YouTube
В одном известном советском фильме один из героев, телеоператор, пророчествовал, что однажды все культурные форматы сгинут, останется только телевидение. Нам повезло – выжили и театры, и библиотеки. Но не признать, что видеоконтент стал одним из основных информационных каналов нашего времени, мы просто не можем. Ну, а поскольку мы говорим о социальных сетях, то не можем забыть и про YouTube.
Да, коллеги, данная сеть – это не просто пуды котиков и сотни тысяч минут конфузов всех мастей, но и обширная, могучая обучающая лаборатория. Для юридической фирмы YouTube может стать окном в большой мир – это чудесная возможность создать собственный правовой телеканал.
Однако хочу предостеречь от ряда ошибок, которые весьма распространены у начинающих юридических YouTube-звезд:
Резюме: вы можете вести видеоблог, говоря на интересные именно вашей аудитории темы, вы можете собирать на YouTube телесюжеты, в которых что-то комментировали ваши сотрудники, вы можете стать бессменным ведущим юмористической правовой программы. Главное правило: найдите себя и определите свою ЦА. А, кстати, ваши юристы не прыгают с парашютом, не покоряют Эверест? Такое видео могло бы разбавить строгость вашего канала! :)
Issuu и SlideShare
Эти сети более пассивные, чем упомянутые выше Facebook и Twitter, хотя и более рафинированные. Основное их назначение: делиться полезной информацией, обучать, передавать опыт.
Первая сеть позволяет трансформировать ваши pdf-файлы в удобные журналы, практически превращая вашу фирму в издательство. Тексты удобно перелистывать, удобно пересылать, удобно отслеживать статистику – интересно ли читателю, скачивают ли текст, делятся ли с друзьями.
Вторая сеть – SlideShare – это удобное и практичное хранилище презентаций. С помощью этого инструмента фирма может в легкой и доступной форме донести до всех желающих свои наработки, поделиться практическим опытом решения определенных вопросов или же, как вариант, работать с потенциальными сотрудниками – со студентами. Главное правило – будьте проще и не старайтесь на одну страницу уместить все свои знания. Лучше меньше да лучше, чем обильно, нечитаемо и скучно.
Резюме: независимо от того, сколько вы на рынке – год или 20 лет, вам есть чем поделиться с другими. Возможно, у фирмы были какие-то уникальные клиенты, опытом работы с которыми хочется поделиться. Или же показательные кейсы. Или же вы хотите протестировать потенциальных сотрудников. Все это может быть полезно другим людям! Не забывайте, что обучающая функция в Интернете сегодня может быть реализована с помощью удобных и красивых инструментов. Грех не воспользоваться.
***
Я не призываю читателей завести себе аккаунты во всех вышеупомянутых сетях. Наоборот, зная отличия сетей и их формат, вы сможете выбрать самый оптимальный вариант именно для вашей компании. И хотя данный материал не претендует на роль исчерпывающего руководства, надеюсь, мне все же удалось очертить специфику каждой из сетей и то, как ею могут воспользоваться юристы, чтобы укрепить имидж своей фирмы.
Статья написана специально для LawFirmManagement.RU.