Екатерина Сербина, консультант по юридическому PR и маркетингу
Рынок всегда нуждается в компетентных юристах. Эта задача сформулирована давно, не нами и при этом на все времена. Вот только клиенты, которые выбирают с каким юристом, адвокатом или юрфирмой работать, не всегда могут оценить профессиональную компетентность.
Следовательно, ее, эту самую юридическую компетентность, так или иначе нужно продвигать. В хорошем продвижении заинтересованы почти все юридические фирмы. Собственно говоря, если подходить к этому вопросу рационально, то проблему увеличения известности (продвижения компетенции) можно разложить по Квадрату Декарта ⇓.
Хольгер Цшайге, генеральный директор издательства Infotropic Media, член жюри конкурса сайтов Best Law Firm Website.
Товарищи юристы, пришла пора выслушивать горькую правду о сайтах ваших фирм. Раз в году проводится конкурс Best Law Firm Website, раз в году у меня есть возможность безнаказанно критиковать ваши попытки превратить ваши сайты в полезный инструмент продвижения.
Начнем с приятного. В этом году даже в первоначальном списке первого этапа конкурса не было ни одного сайта, который оскорблял бы мое чувство эстетики. Хочется верить, что это отражает истинное положение на рынке, а не является результатом отбора организаторов или самоцензуры участников. Другими словами – внешне все сайты смотрятся достойно. У тех членов жюри, которые оценивают именно визуальную сторону сайта, возможно, другое мнение, но мои 25 лет работы с юристами открыли мне глаза на то, что в области дизайна у юристов надо радоваться даже маленьким шагам.
PLATFORMA, юридическая фирма BGP Litigation и Legal Insight провели исследование эффективности PR-сопровождения судебных споров. Цель исследования — выяснить, как юристы и истцы используют судебный PR, в каких случаях требуется привлечение внимание общественности, какие каналы распространения информации о судебных процессах наиболее эффективны.
Инга Скворцова, директор по развитию и маркетингу юридической фирмы Клифф.
Сайты юридических фирм часто рассматривают как имиджевую презентацию компании или как информационный правовой ресурс для постоянных и новых клиентов, не ставя перед ним задачи по привлечению и продаже юридических услуг. В этом случае и аудит существующего сайта считается ненужным.
Однако любой современный сайт должен соответствовать требованиям поисковых систем по скорости загрузки, безопасности, корректно отражаться во всех браузерах, не иметь дублей и пустых страниц. Даже если на сайт юридической фирмы заходят только юристы и постоянные клиенты, они хотят получить нужную информацию быстро и безопасно.
Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta
Взыскание судебных расходов на услуги представителей всегда особенно проблемно, если оплата представителям осуществляется на основе почасовых ставок юристов и количестве затраченного времени. Есть мнение, что корень проблемы в том, что судьям тяжело представить, как может час работы юриста или адвоката стоить 30 тысяч или хотя бы даже 10 тысяч рублей, при том, что заработные платы самих судей хоть и высокие по российским меркам, но в подавляющей массе не превышают 100 – 200 тысяч рублей в месяц (оклад со всеми дополнительными выплатами и надбавками). Усугубляется проблема тем, что большинство российских судей не имеют опыта работы в юридическом консалтинге и как следствие с трудом представляют экономику юридической фирмы (далее по тексту я буду использовать термин «юридическая фирма» подразумевая как адвокатские образования в форме коллегии или бюро, так и юридические компании, например, в форме ООО), в частности какие у неё расходы и как формируется стоимость услуг.
Результаты опроса обрабатывают и интерпретируют:
— Dr Наталья Мосунова (PhD, LLM);
— Ирина Никитина, стратегический советник юридических партнерств;
— Татьяна Кампс, психоаналитический терапевт
Вывод 4: Различия консультантов и инхаусов подтвердились, но они оказались не теми, о которых мы теоретизировали много лет подряд.
Инхаусы больше ориентированы на внутреннюю среду и более чувствительны к эмоциональным изменениям и тонким материям. Им не хватает технических навыков и средств в новых условиях, и, игнорируя знаки среды, они не уделяют особого внимания «продажам» своей службы внутренним клиентам.
Если инхаус – представитель нашего клиента, то консультанту придется найти способы удовлетворить его потребности. Не исключено, впрочем, что в процессе исследования потребности профессионального клиента консультант и сам научится новому, если выйдет из привычной парадигмы «Я звезда» и подойдет к задаче как исследователь с открытым сознанием.
Юлия Саченко, Сергей Саченко, дизайн-бюро SD.SIGN
Начнем со свежего анекдота:
- Это дизайн-студия? Я бы хотел сделать редизайн в переговорке нашей юрфирмы, чтобы обезопасить своих клиентов от коронавируса…
- В какой отрасли вы практикуете?
- В уголовном праве
- Ни слова больше!…
Результаты опроса обрабатывают и интерпретируют:
— Dr Наталья Мосунова (PhD, LLM);
— Ирина Никитина, стратегический советник юридических партнерств;
— Татьяна Кампс, психоаналитический терапевт
Вывод 3: Руководители уже ощущают необходимость изменений. Препятствиями к переменам могут стать или выгорание лидера, или отсутствие поддержки от команды: если руководитель уже ожидает проактивности и самоорганизации, сотрудники считают главным навыком внимание к деталям. При таком расхождении подходов к своему вкладу и в ситуации быстро разворачивающегося кризиса смена концепции лидерства и отношений с командой неизбежны.
Результаты опроса обрабатывают и интерпретируют:
— Dr Наталья Мосунова (PhD, LLM);
— Ирина Никитина, стратегический советник юридических партнерств;
— Татьяна Кампс, психоаналитический терапевт
Вывод 2: Внутри команд есть запрос на изменение профиля идеального сотрудника, но он еще не осознан, не встроен в стратегию фирмы и мало используется. Главное среди секретных изменений – рост ценности attitude. Между тем, этот ресурс многим точно доступен уже сегодня, и он влияет на продуктивность бизнеса напрямую как минимум в вопросах удержания клиентов.
Результаты опроса обрабатывают и интерпретируют:
— Dr Наталья Мосунова (PhD, LLM);
— Ирина Никитина, стратегический советник юридических партнерств;
— Татьяна Кампс, психоаналитический терапевт.
Вывод 1 (ошеломляющий): многие не видят существенных изменений ни внутри команд, ни в среде. Они рискуют отстать от тех, кто уже признал существование кризиса.